История

В 1810 году братья Жан Фредерик и Жан Пьер Пежо основали в Су-Крете небольшую литейную мастерскую, которая стала базой для образования впоследствии семейного предприятия.
В 1885 году третье поколение семьи Пежо братья Эжен и Арман, начали подумывать о том, что хорошо бы свою фирму, производящую теперь уже велосипеды, превратить в автомобильный завод.
Арман Пежо прозорливо определил, что автомобиль на паровой тяге не имеет будущего, и стал ориентироваться на бензиновые двигатели.
В 1888 году он заключил с фирмой ‘Панар-Левассор’ договор на поставку лицензионных двигателей Даймлера, а через два года из ворот завода уже выехал первый Peuqeot с расположенными друг напротив друга сиденьями — vis-a-vis и двухцилиндровым двигателем Даймлера.
Автомобиль, снабженный коробкой передач, достигал скорости 25 км/ч. На велосипедных гонках Париж — Брест — Париж он выступал в качестве сопровождающей машины и преодолел расстояние в 2047 километров со средней скоростью 14,7 км/ч.
Наибольшего успеха Пежо достиг в 1894 году в знаменитых гонках Париж — Руан, когда к финишу пришло пять автомобилей марки ‘Пежо’. Тем самым эта марка выполнила условия, оговоренные для наиболее удачной модели. Пежо вместе с Левассором разделили премию победителей — пять тысяч золотых франков, которую предоставил журнал ‘Пти Журналь’. В 1895 году состоялись первые официальные автомобильные гонки мира Париж — Бордо — Париж. На трудную трассу длиной 1200 км вышел двадцать один автомобиль, среди которых были ‘Панар-Левассор’, ‘Де Дион’, ‘Бенц’, ‘Болпи’ и, само собой разумеется, ‘Пежо’. Победителем стал Кехлин на ‘Пежо’. Принимал участие в гонках и специальный автомобиль ‘Пежо’ под названием L’Eclaire — ‘Молния’, оснащенный последней новинкой — пневматическими шинами Michelin, создатель которых лично управлял автомобилем и устранял дефекты. Вместе с успехами в состязаниях росло число заказов на ‘Пежо’, тем самым увеличивались объемы производства. В 1896 году Арман Пежо основал в Одинкуре самостоятельную автомобильную фабрику под названием Societe des Automobiles Peuqeot.
До сих пор французы оспаривают у немцев права первенства в изобретении автомобиля. Они назло соседям отпраздновали его столетие в 1984 г., на два года раньше остальной Европы, нашли у себя пару праотцов-кулибиных, даже откопали какой-то патент. Но по продвижению авто как предмета роскоши, красоты, если не искусства, им действительно не было равных. Уже Type 4 от Пежо – «детская коляска» с двухцилиндровым моторчиком – смотрелся как изящное дополнение к прогулке по бульвару Капуцинов или завтраку на траве.
Если в экспорте двигателей господствовали немцы, то в экспорте компоновки, стиля и моды на рубеже веков властвовали французы.
С оглядкой на них на Daimler сменили дизайн и даже пол (изящное имя дочери инвестора Мерседес Елинек казалось таким французским). В конце 90-х Peugeot начал выдавать модель за моделью, отстроил два новых завода и нарастил продажи: в 1898 г. Пежо построил 156 авто, в 1900 – уже 500. Параллельно заводы делали корсеты, пинцеты и велосипеды. Свой автобизнес в 1905 г. основали и племянники Армана — их авто шли под брэндом Lion Peugeot. В 1910 г. братские фирмы слились в одну, положив начало спруту, который к концу века поглотит полавтопрома Франции. Peugeot начала века – это Франция через край:
победы в гонках от Парижа до Индианаполиса, полный набор автоудовольствий до роскоши с 7-литровыми двигателями до крошки Bebe с 4-х цилиндровым двигателем, спроектированной самим Этторе Бугатти (Ettore Bugatti).

Спортивные автомобили и впоследствии играли ведущие роли в соревнованиях и гонках, которые проводились перед первой мировой войной. Все новинки, зарекомендовавшие себя на гонках, впоследствии появились среди серийно выпускаемых автомобилей.
В 1914 году Пежо стали применять тормозную систему на всех четырех колесах. Из широкого ассортимента серийных автомобилей следует упомянуть легкий автомобиль Веbе конструктора Этторе Бугатти, Quadrilette 1920 года с электронным зажиганием и электрическим освещением и Cyclecar 1921 года массой 345 кг (расход топлива 6 литров на сто километров).
После войны Первой Мировой войны на Peugeot сосредоточились на среднем и скромном классе вроде послевоенной Quadrilette.

Правда, в продуктовом ряду оставались и шестицилиндровые лимузины с мягкими бесклапанными двигателями, но они не делали погоды. Скромность позже помогла фирме перенести депрессию, и «выстрелить» в разгар роковых тридцатых Peugeot 402, 302 и 202 с их обтекаемым дизайном и «отцентрованными» фарами, спрятанными под решетку радиатора.

Двухлитровые модели, выглядевшие модно и в сороковые, были возвращена в производство сразу после Второй Мировой войны и несколько лет оставалась рекордсменом по объему продаж. На базе одной из машин этой серии дилер Эмиль Дарлмат (Emil Darl Mat) построил спорткар Darl Mat, развивавший 140 км/ч и отлично державшийся на изнурительных гонках вроде 24-часового Ле Ман. В 1934 году французы снова дали фору всему миру по части искусства жить красиво.
В Peugeot 601 металлическая крыша складывалась и убиралась с помощью электропривода. В обоих положениях машина оставалась элегантной и красивой. Был изящен и сам процесс (как красавица «раздевалась» можно было подсмотреть на ретро-стенде Франкфуртского салона 2005 года, а в соседних пространствах упражнялись в том же два десятка новинок — складывающаяся крыша стала хитом уходящего сезона, а продвинули этот изыск американцы на крылатых красавицах 50-х, естественном выдав за свой). Пежонство да и только.
Говорят, что во время Второй Мировой наследник Пежо призывал англо-американцев бомбить его предприятия без сожаления, так что фирма благополучно осталась в частных руках. Во вторую половину века за Peugeot окончательно закрепился имидж авто среднего класса, не лишенного шарма и прыти. Его любили домохозяки, одинокие полицейские и возможно даже женщина-зубной техник. Погоняться и постучаться на Peugeot очень любили во французских детективах и комедиях. Глазастый кабриолетик «403» подходил для прозаика из «Великолепного», а в универсал 404 Familiale (кстати, созданный Pininfarina) можно было запихнуть арабского революционера из «Раввина Якоби».
Пока дерзкие конкуренты удивляли мир дизайном, середнячок Peugeot сбил достаточный капиталец, чтобы овладеть 90% Citroen (помогли хозяева, старые друзья Пежо – семья Мишлен – сто лет прошло, а фамилии все те же) и Chrysler-Europe.

Так в новоиспеченном концерне PSA оказались такие легенды как Panhard-Levassor, SIMCA, Hillman, Sunbeam, Talbot. Нельзя сказать, что на Peugeot позаботились об их самобытности. Кстати, с Talbot и Sunbeam в сети Peugeot попал серьезный спортресурс. Правда, на Peugeot давно не хватали звезд с неба, но ребята из Ковентри убедили французов попробовать.
Молниеносные успехи породили отделение Peugeot Talbot Sport под Парижем, куда и переехало английское гоночное гнездо.
Итог: Peugeot 205 Turbo 16, выигравший почти два десятка этапов чемпионата мира. Марку Talbot потом тихо «задвинули» ради бренда Peugeot, новый народно-гоночный имидж которого нашел отражение в комедиях «Такси». Там такси-»пежо» разве что не летает к космос, а из полицейских «пежо» делают кучу-малу а-ля Голливуд. Ненавязчивый product-placement по-французски. Сплошное пЕжонство.
Фирма процветала благодаря традиционной солидности, а также благодаря эстетическому решению кузова, что было результатом сотрудничества со знаменитым изготовителем кузовов — предприятием Pinin Farina.
Объем производства на восьми заводах PSA и двух СП в Европе составил 1 388 163 автомобиля (снижение на 4,27%), а общий объем производства — 1 996 400 автомобилей (снижение на 2,9%). Объем европейских продаж в 2005 году составил 1 168 066 автомобилей (снижение на 6,2%), а мировых продаж — 1 995 500 автомобилей (снижение на 1,5%).
Огромнейший рынок сбыта, естественно, Франция (435 000 автомобилей). Производственные мощности Peugeot — расположенные во Франции заводы в Пуасси, Сошо, Мильхаузе, СП SEVEL Nord в Хордейне, заводы в Испании (Виго и Мадрид), Италии (СП SEVEL в Валь-ди-Сангро), португальский завод в Мангуаль-де и новые заводы в Восточной Европе, расположенные в Колине (Чехия) и Трнаве (Словакия). Завод в британском Ритоне закрыт в 2006 году. Кроме того, промышленное производство автомобилей Peugeot идет в Бразилии (Порто-Реал), Аргентине (Буэнос-Айрес), Иране (Iran Khodro, Тегеран) и на СП DongFeng-PSA (Вухан), а сборка из машинокомплектов CKD — в Нигерии (406).
Главные новинки 2006 года — хэтчбеки 207, дополнившие модельный ряд компактных моделей сегмента В и коммерческие модели Boxer третьего поколения. В 2007 году дебютируют купе-кабриолет 207 СС, ком-пакт-вэн 3007, универсал 207SW, кроссовер 4007 на платформе Mitsubishi Outlander и мини-вэн 808, в 2008 году — новая модель 308, модернизированный 407 и новый флагман 608.

 

Материалы с сайтов www.auto64.ru и www.autodux.ru

Клуб любителів італійських автомобілів